Тема недели

Для владельцев гостиничного бизнеса на сегодня, как никогда важна продажа номерного фонда по более высокой цене, увеличить средний чек проживания гостя, одновременно и ненавязчиво предложить доп. услуги гостю, рассказать об отеле, при этом не стоит упускать уровень предлагаемого сервиса, а как же стиль и репутацию.

Размещено:

История гостиниц Петербурга: Трактиры

ТРАКТИРЫ - это постоялые дворы, гостиницы с рестораном (харчевней), со второй половины 19 века - то же, что ресторан, но низшего разряда. В Санкт-Петербурге трактиры ставили на дорогах ("Красный кабачок" на Петергофском тракте). По указу императора Петра I в 1724 в Санкт-Петербурге открыто 15 трактиров или гербергов (от нем. die Herberge - постоялый двор). В пригородах и на окраинах трактиры обычно занимали целый двор; в нижнем этаже дома располагалась харчевня (ресторан), в верхнем - комнаты для приезжих; во дворе - конюшни, каретники, колодец для водопоя, сараи для фуража и пр.

На углу Среднего проспекта В. О. и Кадетской линии в 1-й четверти 18 в. существовал трактир для рабочих, строивших дома по Малой Неве (в конце 18 века на этом месте построен дом с трактиром "Лондон", просуществовавшим до 1898).

В 1770 году трактиры разделены на номера (в зависимости от размера акциза, вносимого в казну), которые и определили будущие формы "трактирных заведений": гостиницы, собственно трактиры и меблированные комнаты. По Положению о трактирных заведениях (1861) трактиры классифицировались как "открытое для публики помещение, в котором, либо отдаются внаем особые покои со столом, либо производится продажа кушанья и напитков"; к трактирам были отнесены рестораны, харчевни, духаны, французские лавки и ренсковые погреба (питейные заведения), столовые, а также кухмистерские, буфеты при театрах, гостиницы, постоялые дворы и прочие. С развитием сети железных дорог и сокращением перевозок на лошадях трактиры превратились в предприятия общественного питания без комнат для приезжих.
К концу 19 века в Санкт-Петербурге 320 трактирщиков содержали 644 трактира, которые находились приемлемо возле фабрик, заводов, рынков, присутственных мест и пр.; в этих трактирах служили 11 тысяч человек.

К концу 19 века существовали 3 вида трактиров:
1) "чистые" трактиры и второклассные рестораны,
2) трактиры, состоявшие из "чистой" и "черной" (с простой мебелью) половин,
3) простонародные трактиры (в подвалах, реже - в первых этажах).

Прислугой в трактирах были "половые" (в основном из ярославских крестьян). Кухня в трактире была исключительно русская, чай подавался в чайниках, сахар - кусками на блюдце. Предлагались также раскуренные трубки со сменными мундштуками из гусиного пера. В трактирах имелись "раздевальня", "каток" (буфет с закусками), большой общий зал, "кабинеты", "низок" для торговли вином распивочно, играл "оркестрион" (механическая музыкальная машина, в начале 20 века - фонограф).
В отличие от ресторанов, носивших обычно имена владельцев, трактиры были больше известны по названиям городов ("Париж", "Сан-Франциско" и пр.), либо вовсе не имели названия.
После октября 1917 года трактиры прекратили существование, на бытовом уровне название сохранилось как пренебрежительная оценка ресторана (наравне со словом "кабак").

Лит.: Бахмутов К. М. Алфавитный указатель к приказам по С.-Петербургской полиции. СПб., 1870. С. 584-585; Дунин А. А. К истории трактира на Руси // Наша старина. 1915. № 5. С. 448-459; Беловинский Л. Слово о трактире // Былое. 1995. № 5. С. 7.
И. А. Богданов
 
 
 

  


Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook